Сахалинская железная дорога является уникальной не
только в силу ее географического положения (о. Сахалин),
оторванности от общей сети, но и по разнице в ширине колеи, которая
почти на полметра уже материковой –
1067 мм. Сахалинская магистраль объединяет 35 станций.
Эксплуатационная длина СахЖД – 804,9 км. Управление находится в
г. Южно-Сахалинске.
В настоящее время на дороге эксплуатируется три
железнодорожных линии Шахта-Ильинск, Корсаков-Ноглики и
Ильинск-Арсентьевка общей протяженностью 867 км, и еще 3 ветки
протяженностью 54 км: Ново-Александровка-Синегорск – 22 км,
Сокол-Быков – 23 км, Вахрушев- Угольный – 9 км.
Из истории
Строительство железных дорог на острове Сахалин
началось после русско-японской войны 1904-1905 годов, когда в
результате заключения Портсмутского договора южная часть Сахалина,
до 50-й параллели, отошла к Японии. Прежде всего, была построена
военно-полевая узкоколейка Корсаков - Южно-Сахалинск, протяженностью
42,5 км и шириной 600 мм. Ее основное назначение преследовало чисто
прагматические цели – как можно быстрее закрепиться на новой по сути
территории, и для этого требовались транспортные пути… Чуть позже
она была переведена на размеры обычной японской колеи - 1067 мм. В
1911 году была отстроена ветка Южно-Сахалинск - Стародубское
протяженностью 53,5 км. А в период 1918-1921 гг. железнодорожной
линией были связаны Невельск-Холмск-Чехов-Томари. Практически за
семь лет, с 1921 по 1928 годы, была построена широтная дорога
Южно-Сахалинск - Холмск - 83,9 км. Именно она, отличаясь сложнейшим
планом и профилем, высокой насыщенностью искусственных сооружений),
соединила западную и восточную ветки. В 1937 г. была построена линия
Томари - Ильинск, продолжению строительства которой на север, в
сторону
Углегорска, помешала Вторая мировая война. К 1945 г. протяженность
ж.д. линий в южной части острова составляла 700,4 км. На них было
построено 24 тоннеля, 618 мостов, 804 трубы, 127 станций с полезной
длиной приемо-отправочных путей до 800 метров, шесть основных и
девять оборотных депо. Появление первой "железки" в северной части
острова связано с созданием технологических линий в районах угольных
месторождений. К середине 1922 г. была проложена узкоколейка от
Тымовского округа до села Корсаково, под Александровском,
протяженностью 70 км. Затем началась прокладка технологических
узкоколейных линий на северном и северо-западном побережье, где
находились месторождения нефти. Первую ширококолейную дорогу
проложили от промыслов Охи до портпункта Москальво в 1930 – 1932
годах. После войны, когда весь Сахалин оказался в составе СССР,
начался новый этап развития его транспортной сети. В 1953 году было
закончено строительство узкоколейной дороги Оха – Катангли
протяженностью 248 км. С 1950 и вплоть до 1974 года велось
сооружение линии Победино – Ныш. Участок Ныш – Ноглики был принят в
эксплуатацию в 1979 году. В период с 1967 по 1971 выстроена линия
Арсентьевка – Ильинск. |
Южно-Сахалинск
Южно-Сахалинск – столица единственной в России островной области,
крупный административный центр с развитой экономикой и большим
культурным потенциалом. Город сравнительно молодой, но в его облике
переплелись четыре исторические эпохи. С 1882 года он успел побывать
в составе Российской и Японской
империй. Островитяне называют столицу Сахалинской области коротко - Южный.
Это название может показаться шуткой, если приехать сюда зимой - из-за
огромных сугробов не видно светофоров. Тем не менее все верно:
Южно-Сахалинск расположен на одной широте с курортными городами -
Одессой, Миланом, Бордо… Транспортная инфраструктура региона связана
с железной и автомобильными дорогами, морским транспортом. Особое
внимание бизнес-структур сегодня привлечено к реконструкции
островной магистрали - с реализацией этого проекта область
существенно упрочит свое экономическое положение. Уникальный парк
культуры и отдыха им. Ю.А. Гагарина в последние годы стал любимым
местом отдыха горожан и гостей столицы. Особый колорит придают
городу дома постройки первой половины прошлого века, а здание
краеведческого музея, сохранившее стиль японской архитектуры, стало
визитной карточкой города. |
Ноглики
Станция Ноглики по своему географическому расположению является
самой восточной в системе ОАО "РЖД" и самой северной конечной
станцией на Сахалинской железной дороге. После сдачи в эксплуатацию
13 февраля 1979 года были четко определены стоящие перед коллективом
станции задачи: максимально удовлетворить потребности двух самых
северных районов Сахалина - Ногликского и Охинского - в перевозках
пассажиров,
грузов, багажа, почты, продуктов питания, промышленных товаров и т.п.
Сегодня спрос на транспортные услуги возрастает. Поступают
строительные грузы, оборудование для нефтяной и газовой
промышленности, топливо, прочие товары народного потребления. До
открытия станции все это завозилось только в период навигации
морским путем через северный порт Москальво. В первые годы станция
была исключительно выгрузочной, но спустя некоторое время возникла
необходимость и в отправке грузов - на юг острова и далее на материк.
За небольшой период времени были построены и сданы в эксплуатацию
подъездные пути таких крупных предприятий, как "Сахалинморнефтегаз",
"Нижне-Тымский леспромхоз", "Строительно-монтажный поезд 505", "Мостостроительный
отряд", "Вторчермет" и т. д. Одновременно с этим развивался и сам
железнодорожный узел. Были построены вспомогательные помещения
железнодорожных служб, вокзал, жилой комплекс, детский сад, школа,
газовая котельная, электростанция и так далее.
|