Рязанско-Уральская, а ныне Приволжская магистраль -
одна из старейших на сети российских железных дорог - ведет свое
летоисчисление с января 1871 года, когда было открыто движение на
участке Умет – Аткарск. 11 января 1892 года было образовано Общество
Рязанско-Уральской железной дороги. В 1896 году в районе станции
Увек была построена первая в России паромная железнодорожная
переправа через Волгу. К 1916 году сеть РУЖД охватывала 10 губерний
и 2 области Российской империи. В мае 1935 года завершено
строительство уникального на тот момент инженерного сооружения -
железнодорожного моста через Волгу под Саратовом. В мае 1953 года
решением Совета Министров СССР Сталинградская и Рязанско-Уральская
магистрали были объединены в одну – Приволжскую железную дорогу. Вот
лишь несколько этапов становления и развития Приволжской магистрали
за последние -десятилетия: 22 декабря 1959 года по маршруту
Сталинград, Мачтозавод отправился первый
электропоезд, в 1961 году введена в
эксплуатацию первая на дороге диспетчерская
централизация на участке Ершов – Озинки протяженностью 120 км,
в начале марта 1989 года началось регулярное движение
грузовых поездов на электрической тяге на всем полигоне от Ртищева
до Саратова, в 1990 году заработал первый
терминал автоматизированной продажи билетов "Экспресс-2",
27 мая 1993 года от перрона Саратовского вокзала впервые в
истории дороги отошел международный поезд Саратов – Берлин,
в 2004 году открыт подъездной железнодорожный путь от станции
Яндыки Астраханского отделения дороги к терминалам морского порта
Оля на северном Каспии. С окончанием этого строительства можно
говорить о завершении формирования инфраструктуры международного
транспортного коридора "Север-Юг", который соединит страны
Центральной Азии с Европой, в конце 2004 года
возведена первая очередь нового железнодорожного мостового перехода
с подъемными разводными пролетными строениями через реку Бузан на
1490 километре линии Москва - Астрахань. Это позволило увеличить
пропускную способность поездов.
На дороге внедрена технология вождения тяжеловесных
поездов - до 8 000 тонн. Идет работа по
строительству
второго пути и электрификации участка Сенная-Возрождение-Громово на
направлении
Сызрань-Сенная-Саратов-Волгоград-Котельниково-Тихорецкая-Новороссийск.
Это позволит создать единое электрифицированное направление для
транспортно-экономических связей восточных районов страны и Урала, а
также Волго-Вятского и Северного районов с Нижним Поволжьем,
Северным Кавказом и государствами Закавказья.
На дороге курсируют 5 фирменных поездов: "Саратов" (Саратов-Москва),
"Волгоград" (Волгоград-Москва), "Лотос" (Астрахань - Москва), "Слава"
(Волгоград-С.-Петербург) и "Приволжский" (Саратов-Адлер), а также
международный поезд сообщением Саратов-Берлин.
Дорога расположена на юго-востоке Европейской части России в
районе Нижней Волги и среднего течения Дона. Она является важным
звеном, связывающим Центр страны, Украину и Кавказ с Уралом, Средней
Азией и Сибирью. В своих современных границах Приволжская охватывает
территории Саратовской, Волгоградской и Астраханской областей, а
также несколько станций, находящихся в Ростовской, Самарской
областях и Казахстане. Протяженность дороги составляет 4191 км.
Управление находится в г. Саратове. |
Саратов
Саратов основан в 1590 году. Население города - 991,2 тысяч человек.
В "столице Поволжья" проживают представители 111 наций и
национальностей, среди них русские, украинцы, казахи, татары, немцы.
Наиболее крупные города Саратовской области – Саратов, Балаково,
Энгельс, Балашов, Вольск, Ртищево. В наши дни
Саратов является одним из крупнейших промышленных городов России,
важным транспортным узлом, где сосредоточены железнодорожные,
автомобильные направления, речной порт, международные авиалинии.
Саратов – центр высшего образования, научно-исследовательской и
проектной деятельности. Современный Саратов
производит лайнеры и холодильники, станки-автоматы и стекло,
подшипники и синтетическое волокно, электроника и космическая связь...
В городе работают предприятия машиностроительной, электротехнической,
авиационной, энергетической, нефтедобывающей и перерабатывающей,
химической, пищевой промышленности. Среди предприятий, известных по
всей стране и за рубежом, – авиационный завод, Саратовское
электроагрегатное промышленное объединение (СЭПО),
ОАО"Нефтемаш-САПКОН", ЗАО "Тяжелые зуборезные станки", химкомбинат "Нитрон",
Государственный подшипниковый завод и другие.
В Саратове насчитываются десятки памятников архитектуры. Наиболее
известны храм "Утоли моя печали", консерватория им. Л.В. Собинова,
областной краеведческий музей, Государственный художественный музей
им. А.Н.Радищева, музей-усадьба Н.Г. Чернышевского. Саратов славен
своим университетом (1909 г.), музыкальным училищем (1912 г.), одним
из первых в России цирков. |
Астрахань
Астрахань расположена на одиннадцати островах в дельте Волги, рядом
с Каспийским морем, в 1534 км к юго-востоку от Москвы. Численность
населения города составляет 502,8 тысяч человек. В Астрахани
проживают представители более 100 национальностей, соседствуют 14
религиозных конфессий, действуют 17 обществ
национальных культур. Издавна город был южным
форпостом России, кладовой осетровых рыб и икры, поставщиком
помидоров и арбузов... Здесь находятся залежи нефти и газа, соленое
озеро Баскунчак – главная "солонка" России.
По Астрахани проходил Великий шелковый путь, сюда устремлялись купцы
и с Востока, и с Запада. Индийская купеческая колония, например,
просуществовала более 200 лет, вплоть до начала 19 века. В
современной Астрахани сохранились персидское и армянское подворья.
Самое интенсивное развитие Астрахани связано с учреждением
пароходства на Волге и постройкой железной дороги в 1909 году.
Сегодня Астрахань является крупным транспортным узлом: здесь
сосредоточены железнодорожные линии на Саратов, Кизляр, Гурьев;
автодороги на Волгоград, Ставрополь и другие направления. Работают
международный аэропорт, речной и морской порт Волго-Каспийского
бассейна. |
Волгоград
Волгоград основан предположительно в 1555 году.
а упоминается впервые в исторических материалах как Царицын в
1589 году. В начале XVII века Царицын сгорел
и был вновь построен в 1615 году на правом берегу
Волги. В 1925 году Царицын переименован в Сталинград, а в 1961 году
– в Волгоград. Сейчас численность населения города - 1012,8 тысяч
человек. В 1942-1943 годах Сталинград был
почти полностью разрушен. У стен города на Волге 2 февраля 1943 года
была одержана великая победа, которая стала поворотным пунктом во
второй мировой войне. Это была великая Сталинградская битва.
О драматических страницах истории города напоминают десятки
памятников и памятных мест, в числе которых величественный мемориал
в честь защитников Волжской твердыни на Мамаевом кургане,
музей-панорама "Сталинградская битва", известный всему миру памятник
Родине-матери...
После окончания войны город был восстановлен. По
генеральному плану 1945 года была сохранена исторически сложившаяся
линейная система планировки, прибрежная часть -освобождена от
промышленных сооружений. На северо-востоке город замыкает Волжская
ГЭС (в г. Волжском), на юго-западе – Волго-Донской судоходный канал,
построенный в 1952 году. Центр современного Волгограда образован
системой площадей и бульваров, размещенных по одной оси
перпендикулярно Волге: привокзальная площадь, ул. Гоголя, площадь
Павших борцов, Аллея Героев, завершенная пропилеями и парадной
гранитной лестницей, спускающейся на набережную. Остальная
территория города разделена на районы, связанные продольными
транспортными магистралями. Волгоград –
крупный речной порт, важный железнодорожный узел, где сосредоточены
линии на Москву, Казань, Тихорецкую (Кавказ), Лихую (Донбасс),
Астрахань. В центре Волгограда трамвайные линии проходят под землей.
Северные и южные районы связаны с центром электричками и речными
судами. |