Железные дороги России


Сахалинская железная дорога
     
  Общие сведения  

Сахалинская железная дорога является уникальной не только в силу ее географического положения (о. Сахалин), оторванности от общей сети, но и по разнице в ширине колеи, которая почти на полметра уже материковой – 1067 мм. Сахалинская магистраль объединяет 35 станций. Эксплуатационная длина СахЖД – 804,9 км. Управление находится в г. Южно-Сахалинске.

В настоящее время на дороге эксплуатируется три железнодорожных линии Шахта-Ильинск, Корсаков-Ноглики и Ильинск-Арсентьевка общей протяженностью 867 км, и еще 3 ветки протяженностью 54 км: Ново-Александровка-Синегорск – 22 км, Сокол-Быков – 23 км, Вахрушев- Угольный – 9 км.

Из истории

Строительство железных дорог на острове Сахалин началось после русско-японской войны 1904-1905 годов, когда в результате заключения Портсмутского договора южная часть Сахалина, до 50-й параллели, отошла к Японии. Прежде всего, была построена военно-полевая узкоколейка Корсаков - Южно-Сахалинск, протяженностью 42,5 км и шириной 600 мм. Ее основное назначение преследовало чисто прагматические цели – как можно быстрее закрепиться на новой по сути территории, и для этого требовались транспортные пути… Чуть позже она была переведена на размеры обычной японской колеи - 1067 мм. В 1911 году была отстроена ветка Южно-Сахалинск - Стародубское протяженностью 53,5 км. А в период 1918-1921 гг. железнодорожной линией были связаны Невельск-Холмск-Чехов-Томари. Практически за семь лет, с 1921 по 1928 годы, была построена широтная дорога Южно-Сахалинск - Холмск - 83,9 км. Именно она, отличаясь сложнейшим планом и профилем, высокой насыщенностью искусственных сооружений), соединила западную и восточную ветки. В 1937 г. была построена линия Томари - Ильинск, продолжению строительства которой на север, в сторону Углегорска, помешала Вторая мировая война. К 1945 г. протяженность ж.д. линий в южной части острова составляла 700,4 км. На них было построено 24 тоннеля, 618 мостов, 804 трубы, 127 станций с полезной длиной приемо-отправочных путей до 800 метров, шесть основных и девять оборотных депо. Появление первой "железки" в северной части острова связано с созданием технологических линий в районах угольных месторождений. К середине 1922 г. была проложена узкоколейка от Тымовского округа до села Корсаково, под Александровском, протяженностью 70 км. Затем началась прокладка технологических узкоколейных линий на северном и северо-­западном побережье, где находились месторождения нефти. Первую ширококолейную дорогу проложили от промыслов Охи до портпункта Москальво в 1930 – 1932 годах. После войны, когда весь Сахалин оказался в составе СССР, начался новый этап развития его транспортной сети. В 1953 году было закончено строительство узкоколейной дороги Оха – Катангли протяженностью 248 км. С 1950 и вплоть до 1974 года велось сооружение линии Победино – Ныш. Участок Ныш – Ноглики был принят в эксплуатацию в 1979 году. В период с 1967 по 1971 выстроена линия Арсентьевка – Ильинск.

 
Города
Южно-Сахалинск

Южно-Сахалинск – столица единственной в России островной области, крупный административный центр с развитой экономикой и большим культурным потенциалом. Город сравнительно молодой, но в его облике переплелись четыре исторические эпохи. С 1882 года он успел побывать в составе Российской и Японской империй. Островитяне называют столицу Сахалинской области коротко - Южный. Это название может показаться шуткой, если приехать сюда зимой - из-за огромных сугробов не видно светофоров. Тем не менее все верно: Южно-Сахалинск расположен на одной широте с курортными городами - Одессой, Миланом, Бордо… Транспортная инфраструктура региона связана с железной и автомобильными дорогами, морским транспортом. Особое внимание бизнес-структур сегодня привлечено к реконструкции островной магистрали - с реализацией этого проекта область существенно упрочит свое экономическое положение. Уникальный парк культуры и отдыха им. Ю.А. Гагарина в последние годы стал любимым местом отдыха горожан и гостей столицы. Особый колорит придают городу дома постройки первой половины прошлого века, а здание краеведческого музея, сохранившее стиль японской архитектуры, стало  визитной карточкой города.

 
Ноглики

Станция Ноглики по своему географическому расположению является самой восточной в системе ОАО "РЖД" и самой северной конечной станцией на Сахалинской железной дороге. После сдачи в эксплуатацию 13 февраля 1979 года были четко определены стоящие перед коллективом станции задачи: максимально удовлетворить потребности двух самых северных районов Сахалина - Ногликского и Охинского - в перевозках пассажиров, грузов, багажа, почты, продуктов питания, промышленных товаров и т.п.  Сегодня спрос на транспортные услуги возрастает. Поступают строительные грузы, оборудование для нефтяной и газовой промышленности, топливо, прочие товары народного потребления. До открытия станции все это завозилось только в период навигации морским путем через северный порт Москальво. В первые годы станция была исключительно выгрузочной, но спустя некоторое время возникла необходимость и в отправке грузов - на юг острова и далее на материк. За небольшой период времени были построены и сданы в эксплуатацию подъездные пути таких крупных предприятий, как "Сахалинморнефтегаз", "Нижне-Тымский леспромхоз", "Строительно-монтажный поезд 505", "Мостостроительный отряд", "Вторчермет" и т. д. Одновременно с этим развивался и сам железнодорожный узел. Были построены вспомогательные помещения железнодорожных служб, вокзал, жилой комплекс, детский сад, школа, газовая котельная, электростанция и так далее.

 
  Карта Сах. Ж.Д.  
     

(с) www.rzd.ru 2004

[Начало]  [1]  [2]  [3]  [4]  [5]  [6]  [7]  [8]  [9]  [10]  [11]  [12]  [13]  [14]  [15]  [16]  [17]

Используются технологии uCoz