Железные дороги России


Приволжская железная дорога
     
  Общие сведения  

Рязанско-Уральская, а ныне Приволжская магистраль - одна из старейших на сети российских железных дорог - ведет свое летоисчисление с января 1871 года, когда было открыто движение на участке Умет – Аткарск. 11 января 1892 года было образовано Общество Рязанско-Уральской железной дороги. В 1896 году в районе станции Увек была построена первая в России паромная железнодорожная переправа через Волгу. К 1916 году сеть РУЖД охватывала 10 губерний и 2 области Российской империи. В мае 1935 года завершено строительство уникального на тот момент инженерного сооружения - железнодорожного моста через Волгу под Саратовом. В мае 1953 года решением Совета Министров СССР Сталинградская и Рязанско-Уральская магистрали были объединены в одну – Приволжскую железную дорогу. Вот лишь несколько этапов становления и развития Приволжской магистрали за последние -десятилетия:  22 декабря 1959 года по маршруту Сталинград, Мачтозавод отправился первый электропоезд, в 1961 году введена в эксплуатацию первая на дороге диспетчерская централизация на участке Ершов – Озинки протяженностью 120 км, в начале марта 1989 года началось регулярное движение грузовых поездов на электрической тяге на всем полигоне от Ртищева до Саратова, в 1990 году заработал первый терминал автоматизированной продажи билетов "Экспресс-2", 27 мая 1993 года от перрона Саратовского вокзала впервые в истории дороги отошел международный поезд Саратов – Берлин, в 2004 году открыт подъездной железнодорожный путь от станции Яндыки Астраханского отделения дороги к терминалам морского порта Оля на северном Каспии. С окончанием этого строительства можно говорить о завершении формирования инфраструктуры международного транспортного коридора "Север-Юг", который соединит страны Центральной Азии с Европой, в конце 2004 года возведена первая очередь нового железнодорожного мостового перехода с подъемными разводными пролетными строениями через реку Бузан на 1490 километре линии Москва - Астрахань. Это позволило увеличить пропускную способность поездов.

На дороге внедрена технология вождения тяжеловесных поездов - до 8 000 тонн. Идет работа по строительству второго пути и электрификации участка Сенная-Возрождение-Громово на направлении Сызрань-Сенная-Саратов-Волгоград-Котельниково-Тихорецкая-Новороссийск. Это позволит создать единое электрифицированное направление для транспортно-экономических связей восточных районов страны и Урала, а также Волго-Вятского и Северного районов с Нижним Поволжьем, Северным Кавказом и государствами Закавказья. На дороге курсируют 5 фирменных поездов: "Саратов" (Саратов-Москва), "Волгоград" (Волгоград-Москва), "Лотос" (Астрахань - Москва), "Слава" (Волгоград-С.-Петербург) и "Приволжский" (Саратов-Адлер), а также международный поезд сообщением Саратов-Берлин. Дорога расположена на юго-востоке Европейской части России в районе Нижней Волги и среднего течения Дона. Она является важным звеном, связывающим Центр страны, Украину и Кавказ с Уралом, Средней Азией и Сибирью. В своих современных границах Приволжская охватывает территории Саратовской, Волгоградской и Астраханской областей, а также несколько станций, находящихся в Ростовской, Самарской областях и Казахстане. Протяженность дороги составляет 4191 км. Управление находится в г. Саратове.

 
Города
Саратов

Саратов основан в 1590 году. Население города - 991,2 тысяч человек. В "столице Поволжья" проживают представители 111 наций и национальностей, среди них русские, украинцы, казахи, татары, немцы. Наиболее крупные города Саратовской области – Саратов, Балаково, Энгельс, Балашов, Вольск, Ртищево. В наши дни Саратов является одним из крупнейших промышленных городов России, важным транспортным узлом, где сосредоточены железнодорожные, автомобильные направления, речной порт, международные авиалинии. Саратов – центр высшего образования, научно-исследовательской и проектной деятельности. Современный Саратов производит лайнеры и холодильники, станки-автоматы и стекло, подшипники и синтетическое волокно, электроника и космическая связь... В городе работают предприятия машиностроительной, электротехнической, авиационной, энергетической, нефтедобывающей и перерабатывающей, химической, пищевой промышленности. Среди предприятий, известных по всей стране и за рубежом, – авиационный завод, Саратовское электроагрегатное промышленное объединение (СЭПО), ОАО"Нефтемаш-САПКОН", ЗАО "Тяжелые зуборезные станки", химкомбинат "Нитрон", Государственный подшипниковый завод и другие. В Саратове насчитываются десятки памятников архитектуры. Наиболее известны храм "Утоли моя печали", консерватория им. Л.В. Собинова, областной краеведческий музей, Государственный художественный музей им. А.Н.Радищева, музей-усадьба Н.Г. Чернышевского. Саратов славен своим университетом (1909 г.), музыкальным училищем (1912 г.), одним из первых в России цирков.

 
Астрахань

Астрахань расположена на одиннадцати островах в дельте Волги, рядом с Каспийским морем, в 1534 км к юго-востоку от Москвы. Численность населения города составляет 502,8 тысяч человек. В Астрахани проживают представители более 100 национальностей, соседствуют 14 религиозных конфессий, действуют 17 обществ национальных культур. Издавна город был южным форпостом России, кладовой осетровых рыб и икры, поставщиком помидоров и арбузов... Здесь находятся залежи нефти и газа, соленое озеро Баскунчак – главная "солонка" России. По Астрахани проходил Великий шелковый путь, сюда устремлялись купцы и с Востока, и с Запада. Индийская купеческая колония, например, просуществовала более 200 лет, вплоть до начала 19 века. В современной Астрахани сохранились персидское и армянское подворья. Самое интенсивное развитие Астрахани связано с учреждением пароходства на Волге и постройкой железной дороги в 1909 году. Сегодня Астрахань является крупным транспортным узлом: здесь сосредоточены железнодорожные линии на Саратов, Кизляр, Гурьев; автодороги на Волгоград, Ставрополь и другие направления. Работают международный аэропорт, речной и морской порт Волго-Каспийского бассейна.

 
Волгоград

Волгоград основан предположительно в 1555 году. а упоминается впервые в исторических материалах как Царицын в 1589 году. В начале XVII века Царицын сгорел и был вновь построен в 1615 году на правом берегу Волги. В 1925 году Царицын переименован в Сталинград, а в 1961 году – в Волгоград. Сейчас численность населения города - 1012,8 тысяч человек. В 1942-1943 годах Сталинград был почти полностью разрушен. У стен города на Волге 2 февраля 1943 года была одержана великая победа, которая стала поворотным пунктом во второй мировой войне. Это была великая Сталинградская битва. О драматических страницах истории города напоминают десятки памятников и памятных мест, в числе которых величественный мемориал в честь защитников Волжской твердыни на Мамаевом кургане, музей-панорама "Сталинградская битва", известный всему миру памятник Родине-матери...

После окончания войны город был восстановлен. По генеральному плану 1945 года была сохранена исторически сложившаяся линейная система планировки, прибрежная часть -освобождена от промышленных сооружений. На северо-востоке город замыкает Волжская ГЭС (в г. Волжском), на юго-западе – Волго-Донской судоходный канал, построенный в 1952 году. Центр современного Волгограда образован системой площадей и бульваров, размещенных по одной оси перпендикулярно Волге: привокзальная площадь, ул. Гоголя, площадь Павших борцов, Аллея Героев, завершенная пропилеями и парадной гранитной лестницей, спускающейся на набережную. Остальная территория города разделена на районы, связанные продольными транспортными магистралями. Волгоград – крупный речной порт, важный железнодорожный узел, где сосредоточены линии на Москву, Казань, Тихорецкую (Кавказ), Лихую (Донбасс), Астрахань. В центре Волгограда трамвайные линии проходят под землей. Северные и южные районы связаны с центром электричками и речными судами.

 
  Карта Прив. Ж.Д.  
     

(с) www.rzd.ru 2004

[Начало]  [1]  [2]  [3]  [4]  [5]  [6]  [7]  [8]  [9]  [10]  [11]  [12]  [13]  [14]  [15]  [16]  [17]

Используются технологии uCoz