Железные дороги России


Куйбышевская железная дорога
     
  Общие сведения  

Куйбышевская железная дорога протянулась от Подмосковья до Уральских предгорий, связывая центр и запад Российской Федерации с крупными социально-экономическими регионами Урала, Сибири, Казахстана и Средней Азии. Дорога представляет собой две почти параллельные линии, пролегающие с Запада на Восток: Кустаревка - Инза - Ульяновск и Ряжск - Самара, которые на станции Чишмы соединяются, образуя двухпутную линию, заканчивающуюся у отрогов Уральских гор. Две другие линии дороги Рузаевка - Пенза - Ртищево и Ульяновск - Сызрань - Саратов проходят с Севера на Юг. Дорога обслуживает три республики и семь областей: Татарстан, Башкортостан, Мордовию, Рязанскую, Пензенскую, Тамбовскую, Ульяновскую, Самарскую, Оренбургскую и Челябинскую области. В состав дороги входят пять отделений: Пензенское, Самарское, Башкирское (г. Уфа), Ульяновское, а так же представительство дороги в Республике Татарстан (г. Нижнекамск, Набережные Челны). Общая протяженность путей Куйбышевской магистрали составляет 11502.5 км, в том числе главных 7234.8 км. Со станций дороги ежедневно отправляется в путь более 100 тысяч пассажиров, производится погрузка свыше 180 тысяч тонн грузов. Управление находится в г. Самаре

 
Города
Самара

Город расположен на пересечении коммерческих и транспортных путей: Москва - Сибирь, Москва – Кавказ и Урал – Юг. Датой рождения города Самары принято считать 1586 год, когда князь Г.О. Засекин, выполняя приказ царя Федора Иоанновича, возвел на высоком правом берегу реки Самары, на луговой стороне Волги, сторожевую крепость для охраны великого волжского торгового пути. В 1850 года Самара становится губернским городом. На карте железных дорог станция Самара появилась в 1876 году. Через Самару пролегала государственная Самаро-Златоустовская железная дорога. В 1877 году в Самарской области – под Сызранью - началось сооружение 13-пролетного железнодорожного моста через Волгу, который соединил транспортные потоки Европы и Азии. Современная Самара занимает шестую строчку в списке городов-миллионников России, по данным последней переписи в ней живут 1 158 100 человек. Ежемесячно на станции Самара грузится более 20 тысяч тонн различных грузов. Ежегодно из Самары отправляются в дорогу около пяти миллионов пассажиров. Из них – 3,5 миллиона – в пригородном сообщении. Каждое лето поездами Куйбышевской железной дороги на всероссийский фестиваль имени Валерия Грушина приезжают сотни поклонников бардовской песни. С 2001 года магистраль выступает в качестве Генерального партнера фестиваля. В 2004 году с 1 по 7 июля (время проведения фестиваля) КбшЖД перевезла свыше 74 тысяч человек до платформы имени Валерия Грушина. Специально для перевозки пассажиров было назначено свыше 160 пригородных поездов из Самары, Тольятти и со станции Жигулевское море. Для жителей и гостей города настоящим символом города стал самарский железнодорожный вокзал. Современный дизайн - сочетание металлического каркаса и стеклопакетов - сделали это сооружение одним из красивейших зданий в Поволжье. В настоящее время пропускная способность вокзального комплекса составляет 27 тысяч пассажиров. Его единовременная вместимость - 3150 человек. В Самаре среди административных зданий Куйбышевской железной дороги немало памятников архитектуры. Один из них – Дворец культуры железнодорожников имени Пушкина. 21 декабря 1903 года здание было освящено и открыто для посетителей как народный культурно-просветительский дом. В 20-е годы клуб взяли под опеку железнодорожники. При поддержке магистрали здесь расположился Пушкинский театр драмы и комедии. Именно в это время на гастроли во Дворец культуры приезжала труппа Московского Художественного театра. На сцене работали Давыдова, Нежданова, Айседора Дункан. В 1995 году Указом президента России Пушкинский дом был утвержден объектом исторического и культурного наследия федерального значения. В 2003 году к 100-летию Дворца культуры железнодорожников здесь была проведена глобальная реконструкция. Оставив фасад здания нетронутым, специалисты возвели вновь все внутренние помещения клуба, сохранив при этом прежнюю планировку. Памятником архитектуры является и здание управления Куйбышевской магистрали, построенное в 1925 году по проекту известного архитектора Павла Щербачева.

 
Пенза

2 сентября 2003 года пассажирской станции Пенза-1 исполнилось 130 лет. Это первая железнодорожная станция в городе Пенза. Изначально она была предназначена исключительно для работы с товарными вагонами. В 1893 году станция имела 5 путей и несколько тупиков. С нее уходили поезда, укомплектованные различными грузами, однако уже через несколько лет в Пензе появляется еще одна станция, которая берет на себя часть грузовых перевозок. Постепенно Пенза-1 переходит на работу с пассажирскими поездами. Сегодня эта станция единственная на Куйбышевской дороге, которая занимается только пассажирскими перевозками. Объем грузовых перевозок здесь предельно низкий – всего 4 пары поездов в сутки. В то же время в суточном расписании станции – 32 пары пассажирских поездов и 19 пар пригородных. Среди них – фирменный пензенский поезд "Сура". Со станции Пенза-1 уходят поезда на Москву, Уфу, Самару, Нижневартовск, Адлер, Кисловодск, Ташкент, Владивосток и Санкт-Петербург.

 
Ульяновск

До 1924 года город и станция назывались Симбирском. Станция была открыта в 1898 году и до 1921 года находилась в ведении Общества Московско-Казанской железной дороги. В 1929 году участок Инза-Ульяновск был присоеденен к Самаро-Златоустовской магистрали. В 1917 году после строительства моста через Волгу на участке от Инзы до Бугульмы открылось сквозное грузовое и пассажирское движение поездов. Ульяновский мост был возведен 5 октября 1916 года. Вплоть до наших дней он остается одним из самых крупных мостов через Волгу. Длина моста составляет 2 километра. В 2003 году Куйбышевская магистраль начала его реконструкцию: поэтапную замену старых пролетов новыми. До 2008 года планируется полностью заменить все старые пролетные строения. Соединяя центр страны с Уралом, Ульяновское отделение Куйбышевской железной дороги протянулось по Ульяновской, Самарской, Оренбургской областям и республике Татарстан более чем на 950 км. На отделении - 51 грузовая станция, 2 локомотивных депо, вагонное депо, 8 предприятий путевого хозяйства. Только на станции Ульяновск среднесуточный объем погрузки составляет 28 вагонов, выгрузки – 46 вагонов. В течении года со станции Ульяновск отправляется около 884,6 тысяч человек, 486,7 тысяч из которых - в пригородном направлении. Пассажирский вокзал города Ульяновск построен в 1970 году. Общая площадь – 4,2 тыс. м². Вместимость – 2300 пассажиров.

 
Уфа

Уфа – столица Республики Башкортостан. Стальные пути Башкортоста­на начинаются с двух направлений, ве­дущих к станции Чишмы от западных границ республики, и заканчиваются у подножья Уральских гор. В январе 1885 года было принято решение о строительстве Самаро-Уфимской железнодорожной линии. 8 сентября 1888 года к станции Уфа подошел первый поезд. Протяженность железнодорожного пути Самаро-Уфимской дороги составляла 483 километра. На дороге было 23 станции, 3 глав­ных и 2 оборотных паровозных депо. Пропускная спо­собность линии определялась в девять пар поез­дов в сутки. Сегодня на Башкирском отделе­нии - 45 станций, открытых для грузовых и коммерче­ских операций. Отделение ежегодно пере­возит около 30 млн. тонн грузов и 12,5 млн. пассажиров. Объем пассажирского движения Башкирского отделения — 42 поезда в сутки и 108 пригородных по­ездов. Отделение формирует 9 поез­дов дальнего следования. Ежедневно через станцию Уфа проходит 50 пассажирских поездов. Основные направления - Москва, Ташкент, Нижневартовск, Одесса, Оренбург, Сибай, Ульяновск, Учалы, Адлер, Новороссийск, Симферополь. Пропускная способность железнодорожного вокзала в Уфе превышает 2,8 тысячи человек в сутки. В среднем в год с вокзала отправляется более 2,9 млн. человек. Вокзальный комплекс построен в 1970 году по проекту архитектора Готлиба. Общая площадь здания – 14708 м².

 
  Карта Куйбыш. Ж.Д,  
     

(с) www.rzd.ru 2004

[Начало]  [1]  [2]  [3]  [4]  [5]  [6]  [7]  [8]  [9]  [10]  [11]  [12]  [13]  [14]  [15]  [16]  [17]

Используются технологии uCoz