Железные дороги России


Московская железная дорога
     
  Общие сведения  

В существующих границах Московская железная дорога была организована в 1959 году в результате полного и частичного объединения шести дорог: Московско-рязанской, Московско-Курской-Донбасской, Московско-Окружной, Московско-Киевской, Калининской и Северной. История дороги берет начало с открытия движения в 1861 году до Петушков, а 1 августа 1862 года из Москвы до Нижнего Новгорода был отправлен первый поезд с пассажирами и грузами для открывшейся Нижегородской ярмарки, которая была известна далеко за пределами России. В 1862 году поезда пошли до Сергиева Посада. Идея строительства этой линии принадлежит крупному промышленнику того времени Ивану Федоровичу Мамонтову - отцу известного мецената Саввы Ивановича Мамонтова. Сегодня Московская железная дорога, а это 13 тысяч километров пути, обслуживает 10 субъектов Российской Федерации, на территории которых находятся 7 отделений (Московско-Курское, Московско-Рязанское, Московско-Смоленское, Тульское, Орловско-Курское, Смоленское, Брянское) и 4 дирекции (Дирекция по обслуживанию пассажиров в дальнем сообщении, Центральная дирекция по обслуживанию пассажиров в пригородном сообщении, Дирекция по ремонту пути, Дирекция по ремонту и эксплуатации путевых машин).

В районе тяготения дороги проживает около почти треть населения страны (27%). На дороге расположено 634 станции. Управление находится в г. Москве. Характерная особенность дороги - существенная разветвленность. В Московском железнодорожном узле сходится 11 радиальных направлений, которые связаны между собой Малым кольцом (54 км) и Большим окружным кольцом (БМО. 558 км). Такой сложной транспортной сети не имеет ни одна дорога компании. Говоря о роли и месте Московской железной дороги в компании "Российские железные дороги" следует особо подчеркнуть, что это, прежде всего, пассажирская дорога. Сегодня МЖД осуществляет 50% всех пригородных перевозок компании и 25% дальних. Столичная магистраль обеспечивает 30% доходов компании от этого вида деятельности. Пассажирский комплекс дороги - это 3 тысячи пассажирских вагонов, 400 электровозов, 2500 электросекций, 1505 остановочных пунктов, 2352 платформы и 493 вокзала. Это 7 пассажирских и 11 моторвагонных депо. Ежесуточно на дороге обращается до 3 тысяч дальних пассажирских и пригородных поездов. На дороге формируется и готовится "главный" поезд страны - "Россия" Москва-Владивосток, следующий по самому протяженному в мире маршруту - 9298 км. В пиковые часы интервал движения электропоездов в Мосузле составляет 4-6 минут. Такой частоты нет ни на одной железной дороге мира! На дороге выстроена определенная идеология пригородных перевозок в зависимости от их предназначения и платежеспособного спроса населения (массовые пригородные, межобластные поезда "Экспресс", поезда "Спутник", аэроэкспрессы). В настоящее время между Москвой и ближайшими областными центрами обращается 11 пар поездов "Экспресс" - в Рязань, Тулу, Орел и др.  В прошлом году ими перевезено почти 3 млн. пассажиров. Успешно эксплуатируется интермодальная транспортная система Павелецкий вокзал - аэропорт Домодедово. С ее созданием впервые в России были объединены в единый технологический комплекс два вида транспорта - железнодорожный и воздушный. Регистрация пассажиров и оформление багажа осуществляется непосредственно в здании Павелецкого вокзала. Время в пути - 40 минут.  Услугами аэроэкспрессов в только текущем году воспользовались 2 млн. человек, что составляет 22% от общего количества авиапассажиров. Рентабельность перевозок составляет 147%.

Сегодня на участке Москва-Мытищи курсирует 42 пары высококомфортабельных скоростных электропоездов "Спутник". Время в пути - 18 мин, это в 2-3 раза быстрее, чем до отдельных микрорайонов Москвы. На данном участке обращаются составы нового поколения "Спутник". Он отвечает самым современным требованиям по комфорту, скорости – до 120 км/час и экономичности. С момента эксплуатации электропоездами "Спутник" перевезено 8 млн. пассажиров или более 17 тыс. человек в сутки. Рентабельность составляет 26%.

К 2007-2008 гг. МЖД с участием Правительства Москвы и Московской области будет работать над реализацией аналогичных проектов на направлении на Железнодорожный, Одинцово, Подольск, Красногорск, Лобню и другие.

 
Города
Москва

Столица Российской Федерации. Первое письменное упоминание о Москве относится к 1147 г. Но поселения на месте современного города были значительно раньше, по мнению некоторых историков, на 5 тысяч лет. В XIII веке Москва становится центром самостоятельного княжества, а к концу XV в. - столицей создающегося единого русского государства. С тех пор Москва - один из крупнейших городов Европы. На протяжении веков Москва - центр общерусской культуры, науки, искусства. Здесь берет начало русское книгопечатание, создан первый русский театр, учрежден первый русский университет, предпринято издание первой русской газеты. Москва объединяла силы народа для борьбы с иноземцами: татаро-монгольским игом, в 1612 г. - с польско-литовскими интервентами, в 1812 г. - с армиями Наполеона. Наполеон был последним незваным гостем, ступавшим по улицам Москвы. Зимой 1941 г. гитлеровским войскам удалось продвинуться к самым подступам советской столицы. Город стал неприступной крепостью. 168 тыс. москвичей вступили в народное ополчение, 450 тысяч жителей города возводили оборонительные сооружения. Героически защищали главный город Советского Союза солдаты и ополченцы. Враг был остановлен и отброшен от стен Москвы. Немецко-фашистской армии под Москвой было нанесено первое во Второй мировой войне крупное поражение. За выдающиеся заслуги перед Родиной, массовый героизм, мужество и стойкость Москве присвоено почетное звание "Город - Герой" с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".  До революции застройка города велась беспланово. Лицо Москвы определяли деревянные дома. Кривые улицы и глухие переулки были замощены булыжником, а в рабочих кварталах они были и вовсе без дорожного покрытия. Водопроводная сеть обеспечивала водой меньше половины горожан, уличное освещение, кроме центра города, фактически отсутствовало. Дворцы и особняки банкиров и промышленников соседствовали с районами трущоб и бараков. В 1918 г. В. И. Ленин дал поручение разработать первый план строительства и реконструкции Москвы. С тех пор берет начало история переустройства огромного города. Теперь Москва - это широкие прямые проспекты и просторные площади, бульвары и сады, кварталы новых благоустроенных домов, многочисленные мосты и гранитные набережные Москвы-реки. Несмотря на бурный рост и огромные изменения в облике Москвы сохранились традиционные, присущие лишь ей одной, неповторимые черты. Это радиально-кольцевая планировка, сложившаяся еще в конце XVI в., это специфический ландшафт города с его холмистым рельефом и крутыми изгибами Москвы-реки, это зеленые массивы, разделяющие городские кварталы, это сочетание широких магистралей и проспектов с тихими переулками старого города.

 
Брянск

Основан в 985-м году как славянское укрепленное поселение на высоком правом берегу реки Десны. Первоначальное название города - "Дебрянск" - связывают с окружающими город "дебрями" - дремучими и труднопроходимыми лесами. Впервые Брянск упоминается в Ипатьевской летописи под 1147-м году: в нем укрылся Новгород-Северский князь Святослав Ольгович. В это время город входил в состав Черниговского княжества. С 1252-го года город приобрел статус стольного города удельного Брянского княжества, основанного в 1246-м году князем Романом Черниговским, перенесшим свою столицу сюда из Чернигова, разоренного ханом Батыем. При нем Брянск стал политическим, экономическим и духовным центром округи. В 1356-м году Брянское княжество было захвачено великим княжеством Литовским, под властью которого Брянск находился почти полтора века. Лишь в 1500-м году русские войска овладели городом. В 1503-м году, после окончания войны Ивана III с Литвой, северная часть Брянского княжества окончательно вошла в состав Московского государства. С этого времени Брянск становится важным городом-крепостью на юго-западных рубежах государства. Тогда же, в XVI веке, на месте бывшего Брянского княжества складывается Брянский уезд, управлявшийся воеводами. В петровскую эпоху был издан ряд указов, направленных на подъем промышленности и торговли в городе. Большую роль приобрела ежегодная ярмарка, проводимая у стен Свенского монастыря, одна из крупнейших ярмарок России. В период русско-шведской войны по приказу Петра I в городе была заложена корабельная верфь, на которой строились суда Брянской флотилии для военных действий против турок. В 1778-м году Брянск становится уездным городом Орловской губернии со своим гербом, отмечающим его заслуги в производстве оружия и защите государства. Современный Брянск - крупный промышленный и культурный центр. В городе свыше 500 памятников истории, археологии, градостроительства и архитектуры, искусства. На территории города действует 4 музея: Государственный объединенный краеведческий, областной художественный, "Брянский лес" и мемориальный музей Д. Н. Медведева, 3 филиала краеведческого музея: мемориальный комплекс "Партизанская поляна", литературный музей, музей братьев Ткачевых.

 
Дмитров

Дмитров был основан в 1154 году Юрием Долгоруким. Расположен на р. Яхрома (бассейн Волги) и канале имени Москвы (пристань), в 65 км к северу от Москвы. Дмитровский район - крупный экономический центр Подмосковья. Территория района составляет 2,16 тысяч квадратных километров. Население района - 150,3 тысячи человек; больше половины проживает в городах: Дмитров и Яхрома. На территории Дмитровского района Московской области расположены ГУП "Научно-исследовательский центр по испытаниям и доводке автомототехники", с которым совместно работают такие всемирно известные международные автомобильные концерны как "БМВ", "Фольксваген", "Фиат" и другие; ГУП "Всероссийский научно-исследовательский институт прудового рыбного хозяйства"; Дмитровский филиал (Учебно-экспериментальный центр) МГТУ имени Н. Э. Баумана, выполняющий научные работы, в том числе и в области исследования космического пространства. На территории района насчитывается более 200 объектов исторического и культурного наследия. Центр города с Успенским собором XVI века, окруженный земляными валами XII века и прилегающими жилыми кварталами, является ценным историческим комплексом-заповедником. Наиболее интересны и значимы из архитектурных памятников - Борисо-Глебский монастырь и городские храмы: Введенский в Заречье, Казанский на Подлипечье, Троицко-Тихвинский на ул. Пушкинской. На территории района - Николо-Пешношский монастырь, Никольский собор в с. Рогачево, церковь Рождества Богородицы в Медовой пустыни, усадьба Апраксиных в с. Ольгово и усадьба Обольяниновых в с. Подьячево. Дмитровский музей-заповедник "Дмитровский Кремль" является старейшим музеем Подмосковья. В музее насчитывается 22,7 тысяч единиц хранения основного фонда. Среди них наибольшую ценность представляют произведения русского и западноевропейского изобразительного и декоративно-прикладного искусства XIV-XIX вв.

 
Дубна

Город Дубна расположен в 125 километрах к северу от Москвы. Основан как наукоград -  в 1947 году по инициативе группы ученых во главе с академиком И.В.Курчатовым в 120 километрах от Москвы на берегу Волги началось строительство крупнейшего по тем временам ускорителя заряженных частиц - синхроциклотрона, который был успешно запущен уже в 1949 году. Статус города был присвоен Дубне в 1956 году. На момент образования города в его состав вошли поселки Иваньково, Большая Волга, Ратмино и Подберезье Калининской области. Поселок Большая Волга возник в начале 30-х годов нынешнего столетия при начале работ по сооружению Канала имени Москвы и Иваньковской ГЭС. Дубна – крупный научный центр. Кроме Объединенного института ядерных исследований (ОИЯИ) здесь находится центр космической связи, где осуществляется ретрансляция государственных телеканалов на районы Сибири и Дальнего Востока, НИИ ядерной физики МГУ имени М.В. Ломоносова, филиал Московского института радиотехники, электроники и автоматики, Международный университет природы, общества и человека "Дубна", а также большое количество научно-производственных предприятий.

 
Калуга

Первое упоминание о Калуге относится к 1371 году в письме великого князя Литовского Ольгерда, второе - к 1389 году в духовной грамоте Димитрия Донского: "... а Калуга и Роща сыну же моему князю Андрею". Происхождение и история города неразрывно связаны с Окой, верхнее течение которой было издревле заселено славянами - вятичами. В XX столетии в Калужской области наряду с традиционным сельскохозяйственным производством получила значительное развитие промышленность: машиностроение, приборостроение, легкая и пищевая. В связи с развитием космонавтики город, связанный с жизнью и творчеством основоположника науки по освоению космического пространства Константина Эдуардовича Циолковского, получил всемирную известность. Здесь великий ученый прожил большую часть жизни, написал свои основные труды. Сохранился скромный деревянный домик, где жил Циолковский, здания школ, где он преподавал. Похоронен он в загородном парке, который носит его имя. К октябрю 1967 года было закончено строительство Государственного музея истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, выросшего в этом же загородном парке.

 
Курск

Центр Курской области (с 1934), на реке Сейм. Расположен на берегах р. Сейм и его притока р. Тускарь, на автомобильной дороге Москва - Симферополь. Ж.-д. узел на пересечении магистралей Москва - Харьков и Воронеж - Киев. Первое летописное упоминание относится к 1095 году. С 1360 до конца XV в. - в составе Великого княжества Литовского, с 1508 - в составе Русского государства. С конца XVI в. Курская крепость - один из опорных пунктов защиты от крымских татар.

 
Орел

Административный, промышленный, научный и культурный центр Орловской области. Находится на Средне-Русской возвышенности в Европейской части России в 382 км к югу от Москвы. Расположен по обоим берегам р. Оки и ее притока Орлика на пересечении железных и автомобильных дорог на Тулу - Курск и Брянск - Елец. Население - 347,6 тыс. человек. XIX - нач. XX в. Орел представлял собой дворянско-купеческий город и продолжал сохранять значение крупного торгового центра. Во 2-й пол. XIX в. возникают небольшие металлообрабатывающие заводы. Были построены первые постоянные высоководные мосты через Оку (1879), Орлик (1880), проведен общественный водопровод (1870,1889), заработали телеграфная (1859) и телефонная (1892) станции, возведен элеватор на 300 тыс. пудов зерна (1892), начала работать электростанция (1895). Орел стал вторым городом в России (после Киева), где в 1898 г. появилось трамвайное движение. В годы Великой Отечественной войны Орел 3 октября 1941 г. был захвачен гитлеровскими войсками. Освобожден 5 августа 1943 г. в период Курской битвы. В честь освобождения Орла и Белгорода в Москве был произведен первый в истории Великой Отечественной войны артиллерийский салют. Генеральные планы 1945, 1958 и 1970 гг. определили восстановление, реконструкцию и перспективу развития Орла в послевоенное время. Сегодня основными отраслями народного хозяйства города являются машиностроение, приборостроение, металлообработка, металлургия, строительная индустрия, легкая и пищевая промышленность.

 
Рязань

Центр Рязанской области. Население - 528,7 тыс. человек. Город студенческой молодежи: около 30 тыс. студентов обучаются в 4 государственных высших и 12 средних специальных учебных заведениях, в том числе в 4 военных высших учебных заведениях, среди которых единственный в мире военный институт ВДВ. Это один из древнейших городов нашей страны, имеющий славную (более 9 веков) историю. В городе расположен историко-архитектурный музей-заповедник, включающий в себя сооружения Солотчинского монастыря и ансамбля Рязанского Кремля из 11 памятников архитектуры. Рязань - родина легендарного героя Евпатия Коловрата, физиолога, лауреата Нобелевской премии И.П.Павлова, основателя теоретической и практической космонавтики К.Э.Циолковского, селекционера И.В.Мичурина, филолога И.И.Срезневского, поэтов Якова Полонского и Сергея Есенина, артистической династии Пироговых.

 
Сергиев Посад

В 71 километре к северо-востоку от Москвы находится очень живописный, богатый историей город - центр русского православия, настоящая жемчужина в ожерелье городов '' Золотого Кольца России'' - Сергиев Посад. Возник около Троице-Сергиевого монастыря, известного примерно с 1345 года, официальный статус города получил в 1925 году.  Это районный центр Московской области, численность населения которого – 115 тыс. жителей (1993).

 
Смоленск

Принадлежит к числу старых русских городов. Возник на древнем торговом пути "из варяг в греки", ровесник Киева и Новгорода. Ко времени первого упоминания о нем в Устюжском летописном своде (863 г.) Смоленск был уже "град велик и мног людьми". Вершины своего могущества Смоленское княжество достигло в XII в. До наших дней возвышаются уникальные памятники храмового зодчества: церкви Петра и Павла, Иоанна Богослова, Архангела Михаила. На протяжении многих веков Смоленск играл важную роль в защите Русского государства. В тяжелые годы "татарщины" "богоизбранный град" Смоленск не сдался врагу. Оборону Смоленска от монголо-татар возглавил славный воин Меркурий, спасший город от разорения и павший в жестокой сече. В Успенском соборе хранятся железные сандалии легендарного Святого Меркурия Смоленского. Противостоял славный город Смоленск и смертоносному натиску литовцев, польских интервентов, стал крепким орешком для Наполеона. Здесь 4–5 августа 1812 г. сражались русские воины, прикрывая отход армии для подготовки решающего Бородинского сражения. И в Великую Отечественную войну 1941–1945 гг. город выполнил свою историческую задачу – щита России. На Смоленской земле развернулось сражение, в ходе которого на два месяца было остановлено продвижение немецко-фашистских армий, рвавшихся к Москве. Смоленск получил высокое звание "Город-герой". Сегодня Смоленск - административный, промышленный и культурный центр Смоленской области. Площадь города 166,35 кв. км., численность населения по состоянию на 1 января 2004 года - 321,7 тыс. человек.

 
Тула

Центр Тульской области (с 1937), на реке Упа. Город-герой. Население - 528,7 тыс. жителей. XVII в. - один из центров железоделательного производства, в 1712 по указу Петра I в Туле был основан первый в России государственный оружейный завод. С 1777 - центр Тульского наместничества (с 1796 - губернии). Сегодня Тула - крупный промышленный центр России. Главные отрасли промышленности: черная металлургия, машиностроение и металлообработка. Черная металлургия представлена Научно-производственным объединением "Тулачермет" и Косогорским металлургическим заводом; важнейшие предприятия машиностроения и металлообработки: заводы комбайновый, горного и транспортного машиностроения, оружейный, "Штамп" (мотороллеры, самовары и др.), "Прибой", приборостроительный. Химическая промышленность (главным образом резинотехнические изделия).

 
  Карта Мск. Ж.Д.  
     

(с) www.rzd.ru 2004

[Начало]  [1]  [2]  [3]  [4]  [5]  [6]  [7]  [8]  [9]  [10]  [11]  [12]  [13]  [14]  [15]  [16]  [17]

Используются технологии uCoz