История отделения
Первые рельсовые пути в районе Бреста появился в
1869 году, когда за счет казны был построен
небольшой участок от частной Варшаво-Тереспольской
дороги до Кобринского форштадта Брест-Литовской
крепости. Он был открыт 1 ноября 1869 года и передан
для эксплуатации Варшаво-Тереспольской железной
дороге 16(28) ноября.
В XIX веке Брест становится крупным
железнодорожным узлом, возникшим при слиянии в 1871
году двух станций, принадлежавших разным железным
дорогам. Через 10 лет в Бресте различные казенные и
частные железные дороги уже имели 5 станций,
работавших на 6-и направлениях: Варшава, Граево,
Холм, Ковель, Москва, Брянск.
К началу XX века Брестский железнодорожный узел
пересекали Москавско-Брестская, Привисленские,
Юго-Западные и Полесские железные дороги. Здесь были
созданы 7 станций, 5 локомотивных депо, 2 вагонных
депо, 2 дистанции пути, дистанция сигнализации и
связи. В первом десятилетии XX века начался процесс
механизации управления стрелками и сигналами.
В годы первой мировой войны узел не пострадал,
поскольку Брестская крепость и город были сданы без
боя. Ветка, где стоял поезд императора (она так до
сих пор и называется – Царская ветка), стала
соединительным путем между станциями Буг и
Брест-Северный.
С 1919 по 1939 годы Брест входил в Виленскую
дирекцию, и узел не развивался. Кроме того, часть
двухпутных участков, наоборот, была переоборудована
в однопутные (Брест – Лунинец и Брест – Черемха), а
четырехпутный участок Брест – Жабинка стал
двухпутным.
2 декабря 1939 году приказом НКПС было
организовано Брестское (Брест-Литовское) отделение.
Его начальником стал Лев Давыдович Елин (1939-1941
гг.).