Железные дороги России


Транссибирская магистраль
     

Транссибирская магистраль - мощная двухпутная электрифицированная железнодорожная линия протяженностью около 10 тыс. км, оборудованная современными средствами информатизации и связи. Она является самой протяженной в мире железной дорогой, естественным продолжением общеевропейского транспортного коридора №2. Технические возможности позволяют освоить объемы перевозок грузов до 100 млн. тонн в год, в том числе международного транзита 200 тыс. контейнеров в двадцатифутовом эквиваленте (ДФЭ) из стран Азиатско-Тихоокеанского региона в Европу и Центральную Азию. На Транссибе расположено 87 городов с населением от 300 тысяч до 15 миллионов человек. 14 городов, через которые проходит Транссибирская магистраль, являются центрами субъектов Российской Федерации. В регионах, обслуживаемых магистралью, добывается более 65% производимого в России угля, осуществляется почти 20% нефтепереработки и 25% выпуска деловой древесины. Здесь сосредоточено более 80% промышленного потенциала страны и основных природных ресурсов, включая нефть, газ, уголь, лес, руды черных и цветных металлов и др. На востоке, через пограничные станции Хасан, Гродеково, Забайкальск, Наушки Транссиб обеспечивает выход на сеть железных дорог Северной Кореи, Китая и Монголии, а на западе, через российские порты и погранпереходы с бывшими республиками Советского Союза - в европейские страны.

В настоящее время ОАО "РЖД" уже готово увеличить объемы контейнерных перевозок по Транссибу в 2-2,5 раза, а при условии увеличения парка специализированных вагонов и мощностей портовых терминалов - в 3-4 раза. За 2004 год суммарный объем контейнерных перевозок по Транссибирской магистрали составил 386,95 тыс. ДФЭ в т.ч. транзит 155,4 тыс. ДФЭ, экспорт - 118,6 тыс. ДФЭ, импорт - 113 тыс. ДФЭ. В международном сообщении за 2004 г. проследовало 3247 контейнерных поездов. Общий объем перевозок грузов в контейнерах по Транссибу из стран АТР в Западную Европу составил 155,7 тыс. контейнеров в ДФЭ против 117,2 тыс. в 2003 году и 70,6 тыс. в 2002 году. Транссибирская магистраль включена в качестве приоритетного маршрута в сообщении между Европой и Азией в проекты международных организаций ЕЭК ООН, ЭСКАТО ООН, ОСЖД.  В настоящее время значительная часть существующих грузопотоков в направлении Восток-Запад сосредоточена на перевозках в морском сообщении. Существующая динамика роста грузооборота высока, однако доминирующее или почти монопольное положение морских перевозчиков на данном направлении не позволяет грузоотправителям рассчитывать на снижение транспортной составляющей в их расходах. В этой связи железнодорожные перевозки являются разумной экономической альтернативой перевозкам морским.

Качество транспортного обслуживания на Транссибе удовлетворяет самым высоким международным требованиям. В целях привлечения грузов решен ряд организационно-технологических задач, например упрощены процедуры таможенного оформления грузов и, следовательно, пересечения государственной границы (что позволило сократить простой контейнеров с 3-5 суток до нескольких часов). Для перевозок транзитных грузов в контейнерах применяются тарифы, конкурентные по сравнению с альтернативными маршрутами на морских направлениях, совместно с судоходными компаниями, морскими портами и иностранными железными дорогами формируются конкурентоспособные сквозные тарифные ставки от портов Японии, Южной Кореи и Китая в страны Европы и города европейской части России. Правительством РФ и ОАО "Российские железные дороги" разработан и реализуется комплекс мер по дальнейшему увеличению транзитного потенциала всего транспортного коридора между Европой и странами АТР, формируемого на основе Транссиба. В частности, масштабные инвестиционные проекты реализуются ОАО "РЖД" в восточной части Транссиба для обеспечения роста железнодорожных перевозок и транзита между Россией и Китаем. Проводится необходимое развитие железнодорожных станций на границе с Монголией, Китаем и КНДР, усилены подходы к морским портам, проводится модернизация контейнерных терминалов в соответствии с мировыми стандартами.

К настоящему времени в развитие пограничных станций, обеспечивающих перевозки грузов российско-китайской торговли, инвестирован почти 1 млрд. рублей. В период до 2010 г. предполагается вложить еще 1,4 млрд. рублей. В перспективе 2010 г. объемы перевозок между Россией и Китаем могут составить около 60 млн. тонн. Практически весь этот объем будет перевозиться по Транссибу. 28 марта 2005 года по Транссибу со станции Находка-восточная Дальневосточной железной дороги на станцию Марцево Северо-Кавказской железной дороги (филиалы ОАО "РЖД") отправился первый ускоренный контейнерный поезд компании "Русская тройка": более 60 платформ с комплектующими и деталями из Южной Кореи для Таганрогского предприятия по сборке автомобилей Hyundai. Поезд прибыл на станцию назначения через 11 суток 5 часов. Скорость движения - 120 км/час. Из Кореи контейнеры были доставлены в порт Восточный и по железной дороге отправлены на побережье Азовского моря. Общее транзитное время этого маршрута в восемь раз меньше, чем Южным водным путем через Тихий, Индийский океаны и Суэцкий канал. В 2005 году компания "Русская тройка" намерена перевезти 28 тысяч 320 контейнеров в двадцатифутовом эквиваленте. ЗАО "Русская Тройка" создано ОАО "РЖД" и Дальневосточным морским пароходством для увеличения объемов перевозок по Транссибирской магистрали.

     

(с) www.rzd.ru 2004

[Начало] 

Используются технологии uCoz