Казахстанские железные дороги


 

Железные дороги Казахстана с 31 января 1997 года все были объединены в составе Республиканского государственного предприятия "Казакстан темiр жолы" ("Казахстанские железные дороги"), которое с 15 марта 2002 года преобразовано в Закрытое акционерное общество "Национальная Компания "Казакстан темiр жолы" со 100-процентным участием государства в уставном капитале. В состав Компании входит также часть железнодорожного хозяйства, расположенного на территориях Российской Федерации и Республики Кыргызстан. Протяженность магистральных железнодорожных путей Республики Казахстан - 13,6 тысячи километров (35% - двухпутные, 28% - электрифицированные). В 2001 году по ним было перевезено порядка 184 миллионов тонн грузов, 22 миллионов пассажиров.
    Открытие первой железнодорожной магистрали на территории Казахстана состоялось 25 октября 1894 г. - после завершения строительства узкоколейной линии Покровская слобода (ныне г. Энгельс Саратовской области РФ) - Уральск. 130 км этой железной дороги прошли по территории нынешнего Казахстана.
    Спустя 4 года вступила в строй узкоколейка Урбах-Астрахань, 77 км которой также пролегли по казахстанской степи.
    В 1964 г. - впервые в Казахстане - электрифицирован участок Целиноград (Астана)-Караганда. С этого события начинается работа по электрификации железных дорог -преимущественно в северных и центральных областях республики. В частности, в 1969-1970 гг. переведен на электрическую тягу весь участок Караганда-Магнитогорск (1180 км). С 1980-х годов электрификация развернулась на южных магистралях: Моинты-Шу, Ченгельды-Арысь, Арысь-Тюлькубас.
    Общая протяженность электрифицированных линий приблизилась к 4 тысячам км. В составе РГП были объединены все три существовавших в отрасли государственных предприятия - "Управление Алма-Атинской железной дороги", "Управление Целинной железной дороги" и "Управление Западно-Казахстанской железной дороги", представлявших весь имущественный комплекс железнодорожного транспорта республики. Учредителем РГП "Казакстан темiр жолы" и уполномоченным органом, осуществляющим функции субъекта права государственной собственности, стало Министерство транспорта и коммуникаций Республики Казахстан. 
    Воплощается в жизнь разработанная менеджерами компании "Программа развития и поддержки малого предпринимательства на железнодорожном транспорте" ставшая одним из полигонов проводимой реструктуризации отрасли. В 1997-1999 гг. были усилены мощности перегрузочных терминалов на приграничной казахcтанской станции Дружба, являющейся ключевым звеном Северного коридора Трансазиатской железнодорожной магистрали.
    19 ноября 2003 года на северо-западе Казахстана "золотым звеном" были стыкованы проложенные навстречу друг другу железнодорожные пути новой линии Алтынсарин - Хромтау. Магистраль кратчайшим путем связала аграрный север и промышленный запад страны, а также открыла новые возможности для реализации транзитного потенциала республики.
    402-километровую линию Алтынсарин-Хромтау называют семой значительной железнодорожной стройкой в истории независимого Казахстана. Хотя полное завершение цикла работ по оборудованию линий произойдет во второй половине 2004 года, сегодня она введена во временную эксплуатацию для доставки грузов на объекты стройки. По расчетам Минтранскома республики, к 1 декабря рабочий вариант железной дороги позволит грузовым составам развивать скорость до 40 км/час, что позволит сделать реальным выполнение поручения Президента Н. Назарбаева о полной сдачи стройки в 2004 гаду. При полной реализации проекта скорость поездов на линии Алтынсарин - Хромтау будет составлять не менее 80 км в час.
    Строительство железнодорожной линии Алтынсарин - Хромтау началось в июне 2001 года. Стройка ведется небывалыми темпами и будет закончена на год раньше запланированного срока.
    За время строительства участка компаниями-подрядчиками было отсыпано 11 881,5 тыс. куб, метров земляного полотна, смонтировано 147 штук водопропускных труб, построено 11 мостов, из которых 3 - металлических и 8 железобетонных; уложено 404,2 км главного магистрального пути. Кроме того, вдоль линии ведется строительств 13 раздельных пунктов, включающих всю необходимую инфраструктуру. Общая стоимость строительства составила 29,7 млрд. тенге.
    Новая линия значительно сократит расстояние транспортировки в направлении международного морского порта Актау на Каспийском море, снижает себестоимость экспорта, например, зерна с целинных регионов. Внутри Казахстана дальность транспортировки из различных областей снижается от 500 до 2000 км.
    Участок Алтынсарин - Хромтау значительно увеличивает транзитные возможности Казахстана, поскольку за счет сокращения дальности транспортировки произойдет снижение транспортной составляющей - по разным оценкам, в среднем на $15 долларов за тонну перевозимого груза.

     


 
Дополнительная информация о казахстанских железных дорогах:
   

1. Схема железных дорог Казахстана

 
 

(c) www.rzd.ru 2006.

 
Используются технологии uCoz