История отделения. История
Витебского отделения Белорусской железной дороги
берет свое начало в 1866 году, когда было открыто
движение от Динабурга (Даугавпилс) до Полоцка.
Участки, ныне входящие в состав отделения, строились
частными обществами с привлечением иностранного
капитала банков Англии и Франции. Строительства
участка Бигосово - Заольша управлялось из Риги (Риго-Орловская
ж.д.), а строительство участков Новель – Витебск и
Невель – Полоцк - Молодечно из Петербурга (Московско-Виндаво-Рыбинская
ж.д.).
В мае 1918 года часть Риго-Орловской ж.д. -
северо-западнее станции Бигосово - отошла к Латвии,
а Бологое – Селецкая – западнее станции Ветрино – к
Польше. В 1922 году национализированные дороги были
подчинены Наркомату путей сообщения
Московско-Белорусско-Балтийской ж.д. С 1 июня 1936
года участки вошли в состав Западной дороги с
управлением в Смоленске.
После освобождения территории от
немецко-фашистских захватчиков в июля 1944 года к
восстановлению разрушенного хозяйства вместе с
войнами приступили оперативные группы,
организованные в октябре 1943 года на ст.Рудня. В
июля 1944 года образованы постоянные органы
управления: Витебское и Полоцкое отделения службы
движения Западной ж.д. и соответствующие отделения
паровозного хозяйства, дистанции пути, СЦБ и связи.
Первым начальником Витебского отделения был
назначен бывший начальник Витебского отделения
службы движения (1940-1941, 1944-1946 гг.), Герой
Социалистического труда, директор-полковник Николай
Акимович Макаров, проработавший в этой должности до
1966 года.
В 1949 году к Витебскому отделению присоединено
ранее самостоятельное Полоцкое отделение в составе
Западной ж.д.
В соответствии с постановлением Совета Министров
СССР 14.05.1953 и согласно приказу МПС от 15.05.1953
отделение было подчинено Калининской ж.д. И только в
1957 году приказом МПС оно было включено в состав
Белорусской ж.д.
К началу 90-х годов XX века отделение достигло
наивысших объемов перевозок и соответствовало 1-й
группе по оплате труда. Высокими темпами велось
техническое перевооружение основных производственных
фондов и развитие социальной сферы. Полностью
заменен парк устаревших тепловозов ТЭ3, укладывались
вторые пути на участке Витебск – Орша, продолжались
работы по усилению перерабатывающих способностей
станций Витебск, Полоцк, Крулевщизна. |